В столице Кыргызской Республики городе Бишкеке подошла к концу Международная молодежная историческая школа (МИШ). Мероприятия, которые проводились на протяжении семи дней, были посвящены теме «Общая история как ресурс совместного развития России и стран – участниц Содружества Независимых Государств». Рассказываем о финальных событиях проекта.
В последние дни проекта участники школы прослушали цикл познавательных лекций, подготовленных представителями научного сообщества России. Первым выступил доцент кафедры истории и теории политики Московского государственного университета имени М. Ломоносова Даниил Аникин. Он прочитал лекцию на тему «В поисках степной империи: наследие Чингисхана в исторической политике России и Центральной Азии».
Докладчик подробно рассмотрел подходы к интерпретации влияния наследия Монгольской империи на экономику, культуру, политику и другие сферы жизни Руси и, в дальнейшем, Советского Союза. Отметил разницу восприятия исторической преемственности между странами Центральной Азии и Россией, подчеркнув, что однозначного отношения к этим вопросам в современной науке не существует. Даниил Аникин также подверг анализу изменение взглядов научных деятелей разных эпох на роль нашествия войск Золотой Орды: от установления мифа об «иге» и мнения о союзнических отношениях Руси и монголов Льва Гумилева до формирования современных исторических концепций и интерпретаций событий тех лет.
Часть лекции была посвящена роли, которую играют исследователи прошлого в социально-политических процессах, тому, как зачастую результаты их работы становятся инструментами для продвижения идей и достижения собственных целей властными структурами. Даниил Аникин обратил внимание участников на наиболее противоречивые моменты российской истории, однозначная интерпретация которых до сих пор не представляется возможной и создает напряжение в общественном сознании.
Далее руководитель Центра экономической истории Института российской истории РАН, профессор Виктор Кондрашин прочел лекцию «Экономика Российской империи и СССР в эпоху индустриальной модернизации (вторая половина XIX – первая половина XX вв.): региональный аспект».
Докладчик рассмотрел процесс трансформации России из страны с крестьянской аграрной экономикой в развитую индустриальную державу. Особое внимание было уделено влиянию на становление промышленности в период проведения правительственных реформ и социальных потрясений. В частности, Виктор Кондрашин отметил, что Октябрьская революция 1917 г. стала возможной из-за реакции крестьянской страны на индустриальную модернизацию царского самодержавия.
В ходе лекции были рассмотрены основные реформы царского и советского правительства и их различия, меры, которые были предприняты для достижения целей индустриализации, проблемы, которые она принесла крестьянскому хозяйству. Часть выступления Виктор Кондрашкин посвятил теме экономического развития Туркестана в дореволюционную эпоху, Средней Азии и, в частности, Кыргызстана в наши дни.
Следующим перед ребятами выступил заместитель директора по научной работе Южного научного центра РАН Евгений Кринко. Темой его лекции стала «Великая Отечественная война как место памяти России и других постсоветских государств».
Выступающий рассказал о работе Чрезвычайной государственной комиссии (ЧГК) по установлению и расследованию противоправных и преступных действий со стороны немецко-фашистских войск, совершенных в 1941-1945 гг., отметив, что в составлении актов ущерба участвовали свыше 7 миллионов человек. Результаты работы ЧГК использовались при проведении судебных процессов над захватчиками. Кроме того, Евгений Кринко рассказал о работе Комиссии по истории Великой Отечественной войны АН СССР. Входившие в ее состав ученые высокой квалификации с первых дней нападения на страну фашистских захватчиков приступили к сбору обличающих злодеяния материалов. Сведения о героизме, проявленном советскими людьми на фронте и в тылу, были получены в процессе изучения архивных данных и представлены в виде монографий и научных трудов.
Особое внимание лектор уделил сохранению в общественном сознании памяти о значимых событиях прошлого – коммеморации событий, связанных с ВОВ, актуализации фактов, образов и исторических персоналий в контексте современных воззрений. Евгений Кринко рассмотрел особенности мемориальной политики в Советском Союзе и Российской Федерации, отметил различия в подходах к сохранению памяти о трагедии войны в разные периоды истории нашей страны.
На протяжении недели команды участников разрабатывали свои проекты под руководством опытных наставников. Согласно заданию, тематически они должны были соответствовать трекам, в которых студенты принимали участие: «Память», «Знание», «Связи» и «Культура».
В последний день школы состоялось подведение итогов проектной работы студентов и презентация ее итогов перед жюри: руководителем научных и историко-просветительских проектов фонда «История Отечества» Андреем Коханом, и.о. ректора Кыргызско-Российского Славянского университета имени первого Президента РФ Б. Ельцина Денисом Фоминым-Ниловым, проректором по молодежной политике и воспитательной работе ГАУГН Анастасией Хацкевич, советником ректора КРСУ по стратегическим коммуникациям Петром Бычковым.
Команда трека «Память» представила проект настольной ролевой игры «Время героев». Каждый участник должен вжиться в роль и слиться с имеющим заранее заданные цели и начальное положение персонажем, который путешествует по памятными местам Великой Отечественной войны и пытается справиться с происходящими локальными и глобальными событиями. За любым ходом игрока стоит ответ на вопрос исторической викторины.
Трек «Знание» представил проект научного исследования по теме «Сравнительный анализ экономических реформ в странах СНГ в 1990-х гг.» Распад Советского Союза в 1991 г. заставил образованные на его территории бывшего СССР государства столкнуться с серьезными вызовами и потребностью в коренных политических, социальных и иных преобразованиях. Целью исследования ребята поставили комплексное изучение экономических процессов в странах СНГ и проведение сравнительного анализа реформ 1990-х гг.
Участники трека «Культура» презентовали проект туристического приложения «Новые кочевники», которое должно познакомить туристов, школьников, студентов и местных жителей с историко-культурным и этнографическим наследием, а также природными ландшафтами Кыргызстана. Онлайн-приложение аккумулирует информацию из разных источников и предлагает пользователям наиболее интересные маршруты путешествия.
Команда трека «Связи» подготовила проект программы стажировок «Узнавай Содружество». В своей презентации ребята отметили, что совместная практика будет способствовать преодолению негативных стереотипов и укреплению взаимопонимания за счёт повышения информированности и развития диалога между молодым поколением стран СНГ. Программа предусматривает реализацию общей поездки и экскурсий по Могилеву, Москве, Еревану, Владивостоку, Бишкеку и Душанбе. В каждом из городов студентов будут привлекать к стажировкам на срок от 2 до 5 дней.
По результатам презентации проектов победителем была признана команда трека «Культура». Председатель жюри Денис Фомин-Нилов отметил, что доволен высоким уровнем проработки всех представленных проектов и поблагодарил ребят за проделанную работу.
Мы попросили участников команды-победителя поделиться своими впечатлениями от Международной молодёжной исторической школы и рассказать о работе над проектами.
Аспирант программы «Исторические науки и археология» Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, гражданин Республики Греция Элефтериос Хатзифеодоридис пояснил: «Мы хотели создать приложение, в котором были бы доступны туристические маршруты, отражающие все многообразие Кыргызстана. За время работы над проектом у нас сложилась по-настоящему сильная международная команда. Уверен, залогом нашей победы стала слаженная работа и уважительное отношение к мнению друг друга. При этом у других ребят тоже были сильные и интересные идеи, заслуживающие внимания». Элефтериос Хатзифеодоридис подчеркнул: «Больше всего в рамках Международной школы мне понравилась возможность познакомиться, пообщаться и обменяться мнениями с другими молодыми учеными самых разных направлений».
Своим мнением об участии в работе МИШ поделилась аспирантка программы «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия» Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, гражданка Республики Болгария Антония Ангелова: «Я провела в Бишкеке прекрасное время в окружении замечательных людей – студентов, аспирантов, ученых, тесно связанных с гуманитарными науками, и прежде всего, с историей. Меня поразило, что все ребята – яркие личности, которых однозначно ждет своя истории успеха, а главное –они объединены общими задачами и интересами!
Я благодарна за возможность разработать с командой проект и получить заслуженную победу! Хочется вспомнить японскую пословицу «Обычной дорогой иди необычно». Этому совету последовали и мы с проектом мобильного приложения «Новые кочевники», который «открыл» современные направления туризма в Кыргызстане: музыкальное, гастрономическое, историческое, культурное и др. Для каждого из этих направлений был составлен подробный авторский маршрут для путешественников.
Хочу сказать отдельное спасибо своей команде за результаты работы над проектом. С помощью «Новых кочевников» мы будем и дальше изучать культуру и историю Кыргызской республики», – поделилась Антония Ангелова.
Напомним, Международная молодежная историческая школа проходила с 9 по 15 октября на площадке Кыргызско-Российского Славянского университета (КРСУ) имени первого Президента России Б. Ельцина. Организаторами проекта выступили Министерство науки и высшего образования России, Российское историческое общество (РИО), Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН) и КРСУ.