24-25 марта 2022 года состоится конференция «Россия в ХХI веке: образование как важный цивилизационный институт развития и формирования российской культурно-исторической идентичности». Данная конференция проводится в продолжение обсуждения общей научной проблемы «Россия в ХХI веке: глобальные вызовы, риски и решения», начатого на проведенных Комиссией РАН по изучению научного наследия выдающихся ученых научном форуме (2019 год), ХХVIII и ХХIХ Моисеевских чтениях (2020 и 2021 годы) (См.: https://buran-sas.ru/).
В ходе обсуждений и в научно-практических рекомендациях упомянутых форумов отмечались тревожные тенденции в российском образовании: отказ от лучшего опыта и традиций отечественного образования, в т.ч. советского периода и слепое подражание западным стандартам; чрезмерное администрирование и нарушение принципа автономности научно-педагогической деятельности; перегрузка преподавательской работы в ущерб научной и воспитательной деятельности, унизительно низкое вознаграждение профессорско-преподавательского труда.
На ХХIX Моисеевских чтениях – международной научно-практической конференции «Россия в ХХI веке: Великая Отечественная война и историческая память» (2021 год) также указывалось на неадекватный ответ системы отечественного образования на глобальные тенденции по искажению и пересмотру итогов Второй мировой войны и послевоенного мироустройства.
На предстоящих ХХХ Моисеевских чтениях (далее по тексту – конференция) предусматривается, с позиций универсального эволюционизма Н.Н. Моисеева, обсудить следующие концептуальные вопросы:
– в чем сущность и направленность образования в России – формировать потребителей с гедонистической установкой и целью жизни получать от нее только удовольствия, или созидателей своей судьбы и творцов заслуженного успеха в жизни?
– отличительные особенности отечественного образования в условиях цивилизационного противостояния России и Запада;
– какие лучшие традиции и опыт отечественного образования, в т.ч. советского периода, можно использовать в реформировании российского образования и в практике научно-педагогической деятельности?
– что в отечественном образовании целесообразно противопоставить негативным последствиям цифровизации и интернета, усиливающим риски манипулирования сознанием человека?
– какие отечественные и зарубежные инструменты измерения качества образования, науки и воспитания молодежи необходимо использовать, чтобы:
а) снизить уровень администрирования процессом образования и обеспечить автономность научно-педагогического труда;
б) повысить мотивацию и эффективность профессорско-преподавательского и учительского труда;
– почему номенклатура научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени в нашей стране, не отвечает задачам формирования современной научной картины мира?
Участники: ученые и сотрудники научных учреждений и научно-образовательных организаций; докторанты, аспиранты и магистранты; педагоги образовательных учреждений.
Формат конференции – пленарные и секционные заседания с параллельным проведением видеоконференции в режиме онлайн.
Конференция завершится принятием научно-практических рекомендаций для научных и образовательных организаций.
Желающим принять участие в конференции, предлагается направить до 15 марта 2022 года заявки и тезисы докладов по адресу: infocom.moiseev@pran.ru.; форма заявки и требования к оформлению текстов докладов представлены на сайте https://buran-sas.ru/; здесь же 17 марта будет размещена программа и проект научно-практических рекомендаций конференции.
Предусмотрено издание сборника докладов и материалов конференции.
Участники пленарной сессии конференции и научных мероприятий, в рамках конференции, получат сертификаты участия.
Участие в конференции бесплатное.
Контактная информация оргкомитета:
Москва, 119991, Ленинский проспект, 32 а, зона Б1, комн. 208,
е-mail: infocom.moiseev@pran.ru